Бытует мнение, что восстановление автомобильных запчастей — убыточная и бесперспективная деятельность. Попробуем разобраться в существующих убеждениях и найти истину
Восстановление запчастей и целых агрегатов — комплекс технологий, существующий с первых дней профессионального авторемонта. Капитальный ремонт двигателя, по сути, ни что иное как его восстановление. Восстановлению подвергаются множество компонентов: рулевые рейки, распредвалы, бензонасосы, ШРУСы, диски и корзины сцепления, тормозные суппорты, стартеры, генераторы, кондиционеры, пневматические тормоза, топливные насосы, помпы систем охлаждения, детали подвески и рулевого управления и многое другое.
Тем не менее, существует ряд заблуждений, касающихся этой деятельности. Мнения различны и противоречивы. Что же думают профессионалы?
Своими соображениями по вопросу целесообразности восстановления автозапчастей делится директор столичного автосервиса «М-клуб» Юрий СТРЕЛЬЦОВ
-Заниматься на своем предприятии восстановлением запчастей я не готов — это абсолютно нерентабельно и нецелесообразно. Купить хорошие китайские запчасти проще и дешевле, чем восстановить деталь, да и по качеству китайские запчасти не уступают восстановленным. Возможно, заниматься восстановлением выгодно в регионах, — в таком случае они будут просто экономить деньги на транспорте, в Москве или в Санкт-Петербурге это абсолютно не выгодно. К тому же, занимаясь восстановлением запчастей и агрегатов, возникнут юридические сложности, правительство в этом отношении «перекрывает воздух» авторемонтникам.
Подобный настрой — не редкость: участники авторемонтного бизнеса не питают доверие к восстановленным запчастям. Производители же агрегатов и запчастей и вовсе настроены негативно. Быть может, дело в том, что восстановленные запчасти создают конкуренцию?
Александр РУМЯНЦЕВ, начальник отдела конъюнктуры рынка завода ЗМЗ (производство стартеров и генераторов) о восстановленных запчастях говорит следующее:
-После восстановления стартеров и генераторов вероятность выхода их из строя значительно возрастает, и каждый уважающий себя автомобилист прежде хорошо подумает, покупать или не покупать такую деталь. Данное явление, на мой взгляд, не будет иметь широкого распространения. Пока восстановление автомобильных запчастей в России считается невыгодным занятием. Тем не менее, в странах Запада и Европы оно завоевывает большую популярность.
Сегодня нет четкого понимания и каких-либо договоренностей среди профессионалов, какие запчасти называть восстановленными, а какие — отремонтированными. Это создает путаницу в часто употребляемых терминах и понятиях, тем более, если речь идет о качестве запчастей.
МИФ ПЕРВЫЙ:
КАЧЕСТВО ВОССТАНОВЛЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ СУЩЕСТВЕННО НИЖЕ НОВЫХ
Для того чтобы развеять или подтвердить этот миф, обратимся к международной классификации методов восстановления запчастей.
REMANUFACTURED («воспроизведенные»). Детали восстанавливаются на производственных мощностях заводов -производителей. Повторно используется только корпус, если на нем отсутствуют механические повреждения. После очистки в корпус вставляются новые комплектующие, затем агрегат упаковывается в фирменную коробку и снабжается инструкциями по установке. В России таким способом автозапчастипока не восстанавливаются — производственных мощностей зарубежных компаний в нашей стране еще нет.
Как отметил Юрий Стрельцов, «…человеческий фактор — препятствие, мешающее российским заводам производить восстановление запчастей. Мы пробовали работать с несколькими заводами, перебирающими двигатели; качество их работы оставляло желать лучшего. В результате мы отказались от этих услуг. Что же получалось бы на заводе, занимающемся восстановлением запчастей масштабно? Нам приходилось работать с запчастями, восстановленными в Японии, нареканий к ним никаких не было».
REBUILT («восстановленные»). Считается самым популярным способом восстановления автокомпонентов. Осуществляется как на крупных предприятиях со своим производством, так и в маленьких специализированных мастерских. Агрегат разбирается, его корпус очищается пескоструйным аппаратом. Неисправные детали заменяются новыми, как правило, не оригинальными, а более дешевыми; старые же детали очищаются и могут быть использованы повторно. В России мало компаний, практикующих этот вид восстановления; они давно существуют на рынке и имеют налаженные контакты с производителями.
RECONDITIONED («отремонтированные»). В процессе восстановления агрегатов не используется сложное технологическое оборудование. Корпус детали, как правило, очищается металлической щеткой и покрывается «серебрянкой», на место сломанных деталей ставятся новые, неоригинальные либо бывшие в употреблении, но прошедшие проверку комплектующие. Полной замене подлежат только интенсивно изнашиваемые детали — подшипники, втулки, щетки и т.д. Упаковка и сопроводительные инструкции отсутствуют. Этот метод восстановления очень популярен в России; в Европе или США — не распространен.
Здесь необходимо провести черту и условно разделить восстановленные запчасти на «надежные» и «ненадежные».
Запчасти, получаемые перечисленными выше видами восстановления неплохие, не уступающие порой по качеству новым запчастям. Производители дают на них гарантию, они выполнены из качественных комплектующих. Перечисленные же ниже способы восстановления являются причиной в целом негативного отношения к восстановленным запчастям.
REPAIRED — «отремонтированные» запчасти, на которые новые комплектующие не ставятся вообще, взамен используются исправные рабочие детали с других агрегатов, другими словами — из двух-трех неисправных агрегатов собирается один рабочий. Такой вид восстановления был самым распространенным в России в девяностые годы.
USED — «бывшие в употреблении». Детали, снятые на авторазборках с неисправных и разбитых машин. Агрегаты в этом случае не диагностируются, упаковка и наклейки отсутствуют.
Становится очевидным следующий факт: чем более качественное оборудование и детали используются в технологии, тем надежнее восстановленный агрегат.
МИФ ВТОРОЙ:
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАПЧАСТЕЙ -ПРОЦЕСС ЮРИДИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ
Отдадим должное «букве закона» и разберемся, насколько правомерно заниматься восстановлением запчастей и агрегатов.
Ситуацию комментирует Людмила КОНДРАТЕНКО, — кандидат юридических наук, юрист ООО «УК Альянс Континенталь».
— Юридически восстанавливать запчасти и вообще осуществлять доработку/переработку возможно. Отношения по выполнению таких действий, осуществляемых по заданию другой стороны, например, регулируются договором подряда (ст. 702,703 ГК РФ). Можно заниматься этим и без заказа со стороны. Также абсолютно законно заниматься реализацией вещей, бывших в употреблении (вспомните советские «комиссионки»). В настоящее время Закон о защите прав потребителей, а также Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» прямо регулирует возможность реализации товаров такого рода. Не следует при этом забывать, что особенности товаров накладывают на участников отношений, по поводу них, дополнительные обязательства. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток ( недостатки), потребителю должна быть предоставлена об этом информация. Имеется еще ряд особенностей. Однако согласно Закону «О техническом регулировании» любой товар должен соответствовать установленным для него стандартам качества. Если не вдаваться в подробности, основной вопрос звучит так: каким образом лицо, восстановившее деталь в «кустарных» условиях, сможет доказать соответствие ее стандартам качества, принятым в РФ? Даже если предположить, что в автосервисе имеется определенное оборудование, необходимо документально доказать это соответствие. При отсутствии необходимых сертификатов сделать это невозможно.
Получается, урегулирование правовых вопросов для организации работ по восстановлению запчастей и агрегатов потребует от предпринимателя некоторых усилий, однако не является непреодолимой преградой при использовании адекватных технологий и организации контроля качества.
МИФ ТРЕТИЙ:
КИТАЙСКИЕ АНАЛОГИ-ДОСТОЙНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ВОССТАНОВЛЕННЫМ ЗАПЧАСТЯМ
Часто клиенты не хотят использовать восстановленные запчасти, для них выгоднее купить китайские аналоги. Как показывает практика, в Китае производитель производителю рознь. Те, что работают на мировой рынок, действительно не уступают по качеству «родным», но их цена лишь слегка ниже западных аналогов и уж точно сравнима с ценой восстановленных запчастей.
Что же касается остального китайского производства, то здесь речь идет о так называемом контрафакте и за качество подобной продукции ручаться вряд ли кто-либо может. Информация о технических характеристиках такой продукции отсутствует вовсе или не соответствует действительности. Другое дело — восстановленная запчасть: при качественных комплектующих это разумная альтернатива китайской продукции.
Возможно, клиент захочет установить новую китайскую деталь, однако производство восстановленных запчастей выгоднее, чем продажа новых. В первом случае вы тратите минимум средств на комплектующие, делаете наценку на них и на саму работу. Получается, при минимальной себестоимости присутствуют две наценки. В случае перепродажи наценка только одна.
Комментарий эксперта:
Антон Гайворонский, руководитель отдела качества компании «Механика»
Необходимо разделить понятия — восстановление и ремонт.
Если мы говорим об отдельных деталях, то восстановленная запчасть — это деталь, которая с помощью определенных технологий приведена в исходное, не изношенное состояние, а отремонтированная запчасть — это деталь, приведенная в рабочее состояние путем механической обработки. Для дальнейшего использования отремонтированной детали необходимы соответствующие ответные детали. Применительно к деталям двигателя это ремонтные поршни, кольца, вкладыши и т.п.
Наглядный пример восстановления детали — наварка шеек коленчатого вала с последующей их шлифовкой в стандартный (не ремонтный) размер. Некоторое время назад большое число поставляемых в запчасти коленчатых валов для американских легковых двигателей были именно восстановленными.
В то же время можно расточить и отхонинговать блок цилиндров. Это не восстановление блока, а обработка в ремонтный размер. Для дальнейшего использования такого блока необходимы ремонтные поршни.
Если мы имеем дело с узлом или агрегатом, то понятия «восстановление» и «ремонт» фактически означают одно и то же: узел восстановлен до рабочего состояния путем ремонта и замены составляющих его деталей.
При капитальном ремонте двигателя с сопутствующей обработкой блока, коленчатого вала, головки блока и использованием при сборке новых деталей мы получим не восстановленный, а отремонтированный двигатель.
Когда говорят, что на Западе восстановление очень популярно, речь идет именно о восстановлении узлов: тех же насосов, рулевых механизмов и т.п. По производственным затратам восстановленная и новая запчасти сопоставимы. Например, в Германии стоимость восстановленной шины, на которую дается гарантия, а ресурс сопоставим с новой, составляет-70% от стоимости новой шины.
При правильной эксплуатации ресурс двигателя высок и равномерен по основным компонентам. Поэтому неисправность коленчатого вала или головки блока, как правило, влечет за собой капремонт или замену двигателя целиком. При этом часто в запчасти поставляется двигатель в сборе или шорт-блок и головка. Если по экономическим соображениям замена двигателя другим невозможна, производится восстановление (читай — ремонт) старого.
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ:
ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ЗАПЧАСТИ НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ СРЕДИ АВТОМОБИЛИСТОВ
Вот данные Группы компаний АГС, занимающейся ремонтом, обменом и продажей стартеров и генераторов для иномарок. За сентябрь 2008 г. компаниями было реализовано отремонтированных собственными силами агрегатов более 80% от общего объема.
На восстановленные запчасти дается гарантия сроком от 6 месяцев до года, цена на 20—40% ниже цены новых. Автомобилистов, разумеется, данный факт не может оставить равнодушными.
В последние годы восстановление запчастей стало пользоваться все большей популярностью в странах Западной Европы. Например, в Великобритании есть компания Bawmaker, она обменивает и восстанавливает около 3000 наименований узлов и агрегатов — от двигателей и рамы шасси до форсунок и топливных насосов. Такой подход экономичен, он позволяет значительно сократить время простоя машин, является гарантией эксплуатационной надежности. Небезызвестная компания Bosch недавно купила предприятие по восстановлению запчастей: теперь они будут поставлять не только комплектующие, но и уже восстановленные запчасти.
МИФ ПЯТЫЙ:
РЕМОНТ АГРЕГАТА ДЕШЕВЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Ремонт запчастей и агрегатов в принципе мало чем отличается от восстановления, при котором, как правило, используется полная разборка агрегата, диагностика и дефектовка всех комплектующих с заменой их новыми, а также полная промышленная очистка корпуса агрегата либо его окраска и доведение до состояния нового.
Стало быть, никто не сможет утверждать, что замена одной детали будет дороже замены всех деталей. Но технология и экономика — тонкие науки, способные легко перевернуть «с ног на голову» наши представления. Вполне может оказаться, что ремонт агрегата обходится дороже, чем приобретение идентичного, ранее отремонтированного либо восстановленного.
Андрей ЛУШНИКОВ, генеральный директор Группы компаний «АГС»:
Отремонтированные и восстановленные агрегаты имеют принципиальную разницу в технологическом плане, а, следовательно, и различную стоимость. На складах компании находятся агрегаты, отремонтированные и восстановленные и год, и два назад. Их стоимость индексируется согласно современным тенденциям ин- фляционных процессов, происходящих в Российской Федерации. Часто бывает так, что вышедший из строя генератор требует замены реле регулятора, например, диодного моста, втулок, подшипников, щеточного узла. Цена его реализации будет определена с учетом стоимости комплектующих и работы. В то же время, в распоряжении компании, как правило, есть идентичный генератор, уже ранее отремонтированный, у которого заменялись, например, только подшипники и втулки. Он предлагается клиенту взамен сломанного. Естественно, цена такого агрегата будет ниже предполагаемого ремонта.
Коментарий эксперта:Елена ЧИБИСОВА,представитель в России
Новые детали для старых автомобилей производить в малых количествах невыгодно, поэтому в Европе принято забирать из автосервисов вышедшие из строя запчасти, которые отправляют на фабрики для восстановления. Специалисты сразу определяют — подлежат они восстановлению или нет. Эти детали подвергаются чистке, разборке и сортировке. Пригодные для восстановления детали берут в работу, и они попадают в монтажный цех. При этом для приводных валов используются новые детали и отдельные компоненты.
Если в будущем восстановленные детали будут поступать на российский рынок, не стоит этого опасаться. Гарантия на восстановленные запчасти такая же, что и на новые, они проходят те же самые проверки, срок службы одинаковый.
Качество дешевых китайских запчастей (например, ШРУСов) не может быть лучше качества восстановленных деталей, которые проходят серьезную проверку в специальных лабораториях. Поэтому восстановление данных деталей силами автосервиса невозможно. В условиях автосервиса деталь можно лишь осмотреть, промыть, очистить, затем выяснить — стоит ли с ней работать.
Качественное восстановление деталей возможно только на фабрике. Надеюсь, что в будущем это будет возможно делать и в России. А пока необходимо наладить процедуру импорта-экспорта, тогда и в России можно будет собирать комплектующие и отправлять в Европу для восстановления.
Всем известна проблема с рулевыми рейками. Пока мы не можем поставлять эту продукцию в Россию не только из-завысокой залоговой стоимости, но и потому, что не имеем возможности получать залоговые детали обратно.
МИФ ШЕСТОЙ:
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАПЧАСТЕЙ БЛАГОПРИЯТНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЭКОЛОГИИ
Помимо экономической выгоды обеих сторон (продавец-покупатель) есть еще одна причина, которая так же влияет на популярность технологий восстановления запчастей — экологическая чистота. При восстановлении запчастей предприятие берет на себя затраты по утилизации так называемой «некондиции», при этом не происходит загрязнения окружающей среды, т.к. у ремонтных предприятий, как правило, есть договоренности со специализированными организациями, занимающимися утилизацией отходов. Пусть в нашей стране и не так сильно заботятся об окружающей среде, тем не менее, преимуществ восстановленным запчастям этот факт все же может добавить. И это реалии.
МИФ СЕДЬМОЙ:
ВЫЙТИ НА РЫНОК С ТАКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ЛЕГКО
Если заниматься восстановлением запчастей так выгодно, разумно предположить, что желающих вовлечься в данный бизнес предостаточно.Так оно и есть. Новым мастерским, занимающимся восстановлением автозапчастей, приходится выдерживать жесткую конкуренцию. Конкурентная борьба происходит в сегменте восстановления способами REPAIRED и USED. Для того, чтобы заниматься восстановлением запчастей заводским способом, необходимо иметь дорогостоящее промышленное оборудование — дробиструйные и пескоструйные аппараты и расходные материалы к ним, современное диагностическое оборудование, специальный инструмент и оснастку, определенный наработанный объем производства. Нужны налаженные долгосрочные дилерские контакты с мировыми производителями комплектующих, а они появятся только в том случае, если вы обеспечены большим количеством клиентов. Откуда им взяться, если имеется «выход» только на китайских производителей, которые, в основе своей, пока уступают качеством продукции? Конечно, можно попробовать договориться о покупке комплектующих у компаний, уже занимающихся восстановлением запчастей и агрегатов. Пусть это будет дороже, но благодарные клиенты и возможность развития бизнеса того стоят.
Если производить восстановление в заводских условиях и иметь хороших поставщиков комплектующих, то мелкие автосервисы превратятся из конкурентов в клиентов. Не имея возможности купить комплектующие, они будут вынуждены обращаться к вам. Также не стоит забывать, что есть немалое количество автосервисов и автопредприятий, готовых приобретать отремонтированные агрегаты и восстановленные запчасти, сдавая неисправные на переработку.
МИФ ВОСЬМОЙ:
ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ЗАПЧАСТИ ИДЕАЛЬНЫ ДЛЯ ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Помимо мифов о восстановленных запчастях, рожденных в среде специалистов авторемонтного бизнеса, есть мифы, рожденные для клиентов. Например, на многочисленных сайтах компаний, продающих восстановленные запчасти или предлагающих восстановление как услугу, можно натолкнуться на информацию о том, что восстановленные запчасти идеально подходят для подержанных автомобилей. Казалось бы, все логично: износ запчастей и агрегатов в таком случае получается относительно равномерный, никакой перегрузки не происходит, работают все механизмы ровно. Однако так ли это, если мы говорим о «заводском» восстановлении? Восстановленные заводским способом запчасти практически равнозначны новым: корпус очищен, а комплектующие новые. Так какое здесь преимущество?
— …Никто не отрицает, — говорит Андрей Лушников, — что с точки зрения надежности идеальным является использование исключительно новых оригинальных агрегатов либо запчастей. Также очевидно, что это не самый экономически оправданный способ решения проблемы, особенно если автомобиль уже в «возрасте» и его стоимость существенно ниже нового, а хозяин к тому же мечтает от него поскорее избавиться. Покупка же агрегатов и запчастей на всевозможных «разборках», где цены зачастую символические, а гарантия чаще всего просто отсутствует, превращается практически в лотерею: «повезет» — «не повезет». В этом случае приобретение восстановленной запчасти как раз и является некой «золотой серединой».
МИФ ДЕВЯТЫЙ:
ЗАНИМАТЬСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ДЕТАЛЕЙ ВЫГОДНЕЕ В РЕГИОНАХ
По мнению Юрия Стрельцова, заниматься восстановлением запчастей выгоднее в регионах. Так ли это? В регионах данное предложение может быть более востребованным, потому как автосервисы расходуют много времени на заказ и доставку запчастей из двух столиц. Восстановленные «под боком» запчасти требуют меньше финансовых, трудовых затрат и времени на поставку. Но при организации подобного бизнеса потребуется хорошо отлаженная логистика, чтобы клиенты не ждали восстановленные запчасти столько же, сколько новые.
Артур КУЗНЕЦОВ, эксперт газеты «Детальный подход»
Источник: «Детальный подход» № 1(21) январь 2009 сайт